À bout de souffle

À bout de souffle
 На последнем дыхании
    1960 - Франция (87 мин)
     Произв. Imperia, SNC
     Реж. ЖАН-ЛЮК ГОДАР
     Сцен. Жан-Люк Годар по синопсису Франсуа Трюффо
     Опер. Рауль Кутар
     Муз. Марсиаль Солаль
     В ролях Джин Сибёрг (Патрисия Франчини), Жан-Поль Бельмондо (Мишель Пуаккар), Даниэль Буланже (инспектор Виталь), Анри-Жак Юэ (Антонио Беррути), Роже Анэн (Карл Зюмбар), Ван Дауде (журналист), Лилиан Робен (Лилиан), Мишель Фабр (помощник Виталя). Жан-Пьер Мельвилль (Парвулеско), Ришар Балдуччи (Толмачев), Клод Мансар (Клодиюс Мансар).
   В фильме нет ни одного титра. В Париже завязывается роман между юной американкой, торгующей газетой «Нью-Йорк Хералд Трибьюн», и молодым угонщиком автомобилей, убившим полицейского. Девушка выдает любовника полиции и тем обрекает его на смерть.
    В этой бледной копии американского нуара все или почти все позаимствовано у других: сюжет, жанр и темы взяты из американского кино, актриса Джин Сибёрг повторяет саму себя из фильма Отто Преминджера Здравствуй, грусть, Bonjour tristesse. Тем не менее, позднее фильм сочтут революцией в закостенелом французском кинематографе тех лет. С финансовой точки зрения, тот факт, что он обошелся в 3–4 раза дешевле большинства современных ему фильмов и снискал молниеносный и значительный успех, обеспечил ему целую когорту подражателей. С точки зрения визуальной, его небрежный, грубый стиль, отрицающий - в этом и есть главная новизна - все связующие приемы традиционного кинематографического повествования (наплыв, затемнение и т. д.), сам по себе станет символом молодого поколения. С точки зрения сюжета, «молодежь», понятие смутное и растяжимое, надолго станет главной темой французского кино. Без сомнения, французское кино, скованное диктатурой 50-60-летних режиссеров (зачастую талантливых), строгостью профсоюзных и профессиональных ограничений, нуждалось в инъекции свежей крови. Но лекарство оказалось вреднее болезни. Удар был нанесен по всем составным частям режиссуры. Работа без подготовки и разработки сценария станет причиной аморфности сюжетов (сюжет На последнем дыхании почти лишен жизни). Постоянные натурные съемки постепенно сведут на нет студийную жизнь. «Репортажная» манера съемок остановит - на время - все поиски и открытия в операторском искусстве. Единственным подлинно новаторским достижением можно назвать рождение новой звезды: Жан-Поля Бельмондо. В дальнейшем, без усилий чередуя авторский кинематограф с «коммерческим», ломая все привычные устои и клише, этот артист подготовит почву для появления нового типа разностороннего актера, образцом которого в наши дни является Жерар Депардье. Все с тем же агрессивным и холодным подходом к описанию реальности Годар посвятит свои последующие работы сочувственной констатации умственного смятения своего поколения, которое послужит неисчерпаемым источником вдохновения для десятков фильмов. Единственная причина, по которой На последнем дыхании еще достоин упоминания в наши дни, - в том, что он, как веха, отмечает вхождение кинематографа в эру потери своей невинности и природного волшебства. Естественно, нельзя возложить ответственность за это на один-единственный фильм. После появления На последнем дыхании, как после тяжелой травмы, кинематограф станет более скучным, менее изобретательным, более самосознающим (self-conscious, как говорят англосаксы со скрытым пренебрежительным оттенком).
   N.B. Большая часть истории новой волны связана с ростом доверия к ней со стороны любителей кино и широкой толики в целом. Многие начали верить тому, что кинематографисты говорили о себе, и часто повторяли их слова. Однако главная оригинальная черта режиссеров новой волны - на этот раз, оригинальная безусловно - состоит в том, что никто раньше них не говорил так много хорошего о себе и так много дурного о других. Лишь несколько примеров из великого множества: «Мы всегда полагали, что новая волна - это дешевый фильм против фильма дорогого. Вовсе нет. Это просто-напросто хороший фильм, каким бы он ни был, против плохого». «Их кинематограф [режиссеров, не принадлежащих к новой волне] был полностью оторван от реальности. Они были отрезаны от всего… Они не проживали свое кино. Однажды я увидел Деланнуа, входящего в студию „Бийянкур“ с портфелем: можно было подумать, что он входит в страховую фирму». (Лично мы, оглядываясь - и даже не особо оглядываясь, - предпочтем портфель Деланнуа и некоторые его фильмы всему творчеству Годара). «До войны, к примеру, между Славной компанией, La Belle équipe Дювивье и Человеком-зверем, La Bête humaine Ренуара существовала разница - но только в качестве. Сейчас же между нашими фильмами и фильмами Верней, Деланнуа, Дювивье или Карие существует разница природная». Эти высказывания Годара, иллюстрирующие то, что Фредди Бюаш, едва ли преувеличив, назвал «фашиствующей спесью» новой волны, содержатся в журнале «Cahiers du cinema», № 138 (1962). Позднее снят американский ремейк На последнем дыхании, Breatbless, 1983, Джим Макбрайд, с Ричардом Гиром и Валери Каприски в главных ролях.
   БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в журнале «L'Avant-Scene», № 79 (1968). Номер также содержит оригинальный сценарий Трюффо. Реконструкция фильма в фотограммах в серии «Bibliotheque des classiques du cinema», Balland. 1974.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "À bout de souffle" в других словарях:

  • A bout de souffle — À bout de souffle À bout de souffle Réalisation Jean Luc Godard Acteurs principaux Jean Paul Belmondo Jean Seberg Daniel Boulanger Scénario Jean Luc Godard d’après l œuvre originale de François Truffaut Musique Martial Solal Photographie …   Wikipédia en Français

  • À bout de souffle — Données clés Titre original À bout de souffle Réalisation Jean Luc Godard Scénario Jean Luc Godard d’après l œuvre originale de François Truffaut Acteurs principaux Jean Paul Belmondo Jean Seberg …   Wikipédia en Français

  • À bout de souffle — (1960)    Film. À bout de souffle was the first feature length film of La Nouvelle Vague, or New Wave director Jean Luc Godard. Based on a story by François Truffaut, À bout de souffle narrates the flight of its romantic antihero, Michel Poiccard …   Guide to cinema

  • À bout de souffle — (1960)    Film. À bout de souffle was the first feature length film of La Nouvelle Vague, or New Wave director Jean Luc Godard. Based on a story by François Truffaut, À bout de souffle narrates the flight of its romantic antihero, Michel Poiccard …   Historical Dictionary of French Cinema

  • À bout de souffle — Título Sin aliento (internacional) Al final de la escapada (España) Ficha técnica Dirección Jean Luc Godard Producción Georges de Beauregard …   Wikipedia Español

  • À bout de souffle — Filmdaten Deutscher Titel: Außer Atem Originaltitel: À bout de souffle Produktionsland: Frankreich Erscheinungsjahr: 1960 Länge: 87 Minuten Originalsprache: Französisch …   Deutsch Wikipedia

  • À bout de souffle —    Comédie dramatique de Jean Luc Godard, avec Jean Paul Belmondo (Michel Poiccard/Laszlo Kovacs), Jean Seberg (Patricia Franchini), Van Doude (le journaliste américain), Daniel Boulanger (l inspecteur Vital), Henri Jacques Huet (Antonio Berruti) …   Dictionnaire mondial des Films

  • À bout de souffle — (conocida variadamente como Al filo de la escapada, Al final de la escapada o Sin aliento en ) fue el primer largometraje del director francés Jean Luc Godard, que con su estilo innovador y desafiante de montaje y fotografía inauguró el… …   Enciclopedia Universal

  • A bout de souffle, made in USA — À bout de souffle, made in USA À bout de souffle, made in USA (Breathless) est un film américain réalisé par Jim McBride, sorti en 1983, il dure 97 minutes. Sommaire 1 Synopsis 2 Commentaire 3 Fiche technique 4 …   Wikipédia en Français

  • À bout de souffle, made in usa — (Breathless) est un film américain réalisé par Jim McBride, sorti en 1983, il dure 97 minutes. Sommaire 1 Synopsis 2 Commentaire 3 Fiche technique 4 …   Wikipédia en Français

  • À Bout de Souffle (Les Soprano) — Épisode de Les Soprano Titre original Denial, Anger, Acceptance Numéro d épisode Saison 1 Épisode 3 Invité(s) voir plus bas Réalisation Nick Gomez Scénario Marc Scaraceni Production …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»